Магия - наука
описывающая мир
с иной точки зрения

ЗАРУБИЛИ НА НОСУ: «БЕСОВСКИЕ» ПЕТРОГЛИФЫ БЕСОВА НОСА

Бесов нос – столь «милое» название приобрёл мыс на побережье Онежского озера. Нос – потому что имеет форму крючковатого носа, «Бесов», потому что… Впрочем, об этом чуть позже. Для полноты ощущений следует упомянуть, что в двухстах метрах от мыса есть островок-скала Бесиха, а на берегу стоит заброшенная деревня Бесоносовка. Достаточно чертовщины?

Онежский бес и компания
Русский Север, красоты Карелии, скалистые берега Онежского озера сохранили для нас сотни петроглифов – изображений, высеченных на камнях. Ученые высчитали, что сделаны они нашими предками, проживавшими в этих местах в III тысячелетии до нашей эры, в эпоху энеолита, когда люди начинают осваивать металлы: медь, а затем и бронзу.
Петроглифы – не редкость для учёного мира, встречаются они в разных странах и на всех континентах. Но эти – особенные. Высеченные на скалах изображения людей, животных, «солярные» и «лунарные» знаки. Есть изображения, которые современный человек трактовать не может, а потому видит в них и капканы, и даже скафандры с радарами. Фигуры от нескольких сантиметров до 4-х метров.
Знакомьтесь – Бес. Рост 2 метра 30 сантиметров. Возраст – 5 тысяч лет. Квадратная голова на тонкой шее. На голове всё необходимое: глаза (один-круглое пятно, другой – кружок с пятном), нос и рот-углубление. Немного портит вид огромная трещина, проходящая по центру изображения, но Бес не печалится, согнув коленки, пляшет много тысяч лет. Не испортили ему настроение и монахи соседнего монастыря, «вложившие» в руку Бесу православный крест. Они, видимо, и имя Бесу дали. Произошло это веке в 16-м, по мнению историков, но плясать и хитро посматривать на мир разными глазами Бес не перестал.
Как и положено Бесу, его сопровождает компания: рыба и выдра. Рыбу иногда идентифицируют как налима или сома, а выдру почему-то называют ящерицей. Или ящерицу выдрой? Все вопросы к древнему художнику. Или к историкам.

Историки объясняют.
Что ж, оставим, возможно неуместный, по мнению людей науки, юмор и посмотрим, что эта самая наука-история и верная её подруга археология расскажут нам про неуёмного «Беса».
История считает, что традиция создания петроглифов – наскальных изображений в Северной Европе возникла практически со времени освоения этих территорий (около десяти тысяч лет назад) до начала ХХ века. Археология, используя свои методы, утверждает, что трещина на скале появилась гораздо раньше, чем начертан был на ней Бес.
Зачем же древние земляки наши нарисовали Беса поверх трещины, а не рядом или в стороне? Многое станет понятным, если напомнить о мощном землетрясении, которое произошло в Пегреме (Уницкая губа Онежского озера) примерно в то время, когда появился Бес. Три поселения стёрла с лица земли катастрофа и выжившие покинули эти места, «проклятые богами».
Исследователи предположили, что, видя огромные трещины на камнях, люди вспоминали, как они появились, помнили перенесённый ужас, гибель соплеменников. Объясняя природную катастрофу выходом из подземного мира злых духов, они изобразили поверх трещины одного из духов и кормили его через рот-углубление, задабривали жертвоприношениями, дабы не творил он своих злых дел в мире людей.
Спутники Беса олицетворяют символ добра (рыба) и зла (выдра-ящерица).
Страх перед Бесом подтверждается и тем, что рядом с его изображением не обнаружено поселений – опасались люди селиться поблизости. Видимо, эти места долго сохраняли исключительно ритуальный характер.
Действие потусторонних сил в этом месте некоторые туристы отмечают и по сей день: вызывает, дескать, Бес несчастья, мелкие, но неприятные. И манит к себе, заставляя вернуться к загадочной скале…

Загадочность места, его удалённость и труднодоступность, «белые пятна» в происхождении петроглифов, их не до конца ясный смысл – всё это возбуждает любопытство и заставляет задавать всё новые и новые вопросы. Почему петроглифы встречаются не по всей территории Русского Севера, где множество каменистых обрывов, а только на мысах Онежского озера и Беломорске? Почему эти две группы рисунков значительно отличаются друг от друга?
Что ж, такое любопытство отнюдь не наказуемо. В Карелию стоит приехать не только за красотами, хорошей рыбалкой и ягодами, но и для того, чтобы ощутить на скалистых берегах северного озера дыхание тысячелетней истории. Чтобы онежский бес подмигнул Вам своими разными глазами, и Вы с удивлением почувствовали желание вернуться сюда ещё раз.